« Назад«Школа тренера». Осторожно: дети! 08.10.2018 13:04Вашему вниманию предлагаются материалы рубрики
С уважением, В.Н.Чумаков, председатель научно-методической комиссии Тренерского совета СБР, , к.п.н., доцент
ОСТОРОЖНО: ДЕТИ! Классический постулат из теории и методики спортивной тренировки «О недопустимости форсирования тренировочных нагрузок в детском возрасте» знают все. При этом всегда находится много поводов, не позволяющих его придерживаться, в том числе и наличие в спортивном календаре официальных детских соревнований, по итогам которых можно получить и статус, и зарплату Предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи одного из ведущих специалистов в области спорта высших достижений Платонова В.Н. и Большаковой И. «Форсирование многолетней подготовки спортсменов и Юношеские Олимпийские игры» в журнале №2 «Наука в Олимпийском спорте», 2013 г. Полная и всесторонняя реализация природных задатков и формирование максимально доступного для конкретного спортсмена уровня мастерства могут быть обеспечены лишь планомерной многолетней подготовкой, всем своим содержанием нацеленной на достижение наивысших результатов в оптимальной для конкретного вида спорта возрастной зоне. Форсированная подготовка, предусматривающая раннюю специализацию и ориентированная на достижение высоких результатов в соревнованиях в системе детско-юношеского спорта, связана с нарушением важнейших закономерностей и принципов, лежащих в основе рационального построения многолетней подготовки. Специалисты, разрабатывающие проблематику многолетней подготовки, едины во мнении относительно недопустимости ее подчинения на ранних этапах многолетнего совершенствования достижениям в соревнованиях детей, подростков, юношей и девушек. Эксплуатация талантливых юных атлетов, проявляющаяся в их ориентации на спортивный результат и победу в соревнованиях, а не на оптимальным образом построенный процесс многолетнего совершенствования, приводит к подготовке юных чемпионов, которые в дальнейшем перестают прогрессировать и уступают сверстникам, не ощутивших на себе этого процесса. Опасность форсированной подготовки, ориентированной на успешное выступление в соревнованиях детей, подростков и юношей, имеет давнюю историю. Еще в 1948 г. видный английский специалист Ф. Вебстер утверждал, что множество потенциальных чемпионов были утрачены в результате Стремление многих тренеров и организаторов спорта любыми путями добиться высоких результатов у юных спортсменов в угоду решению частных задач Применение в тренировке юных спортсменов очень напряженных, мощных тренирующих стимулов приводит к быстрой адаптации к этим средствам и к исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но главное – он перестает реагировать и на более легкие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, если бы тренер не применял ранее самые мощные тренировочные средства и методы. Специальная тренировка с использованием значительных по объему и интенсивности физических нагрузок без учета индивидуальных вариантов роста и развития юных спортсменов часто приводит к предпатологическим, а нередко и патологическим нарушениям К сожалению, необходимость соблюдения важнейших закономерностей, которые должны быть положены в основу рационально построенной многолетней подготовки, часто входит в противоречие с системой ориентации детей, подростков и юношей на соревнования возрастных групп, которые получили исключительно высокое распространение и популярность в разных странах и практически во всех олимпийских видах спорта. Трудно представить более убедительную демонстрацию пагубных последствий стремления добиться высоких спортивных достижений в детско-юношеском спорте за счет нарушения объективных закономерностей многолетнего становления высшего спортивного мастерства. Конечно, в рамках любой закономерности, казалось бы, можно найти и определенные противоречия. Выдающийся австралийский пловец Иен Торп, например, в возрасте 13–15 лет показывал результаты, соответствующие уровню рекордов США для определенных возрастных групп. Однако противоречия здесь нет. Высокие результаты в этом возрасте он демонстрировал исключительно за счет яркого таланта, а не вследствие форсированной подготовки. В 13–14–летнем возрасте пловец тренировался в исключительно щадящем режиме, в основном один раз в день, осваивая объем работы почти в два раза меньший, чем его сверстники, добившиеся успехов в детско-юношеских соревнованиях. Подтверждает это и последующая динамика его результатов. Как только Торп в возрасте 16–17 лет резко интенсифицировал тренировочный процесс, его показатели сразу превысили рекорды США, установленные пловцами 16–18 лет. Американская ассоциация тренеров по плаванию хорошо осознает наличие этой проблемы и многое делает для стимуляции и реализации планомерной научно обоснованной системы подготовки пловцов. В 2007 г. было принято решение не составлять национальные рейтинги спортсменов младше 11 лет, стимулируя таким образом тренеров на разностороннюю комплексную подготовку детей в возрасте 7–10 лет. Много в этом отношении делают и ведущие специалисты, которые в книгах, статьях, выступлениях постоянно акцентируют внимание на необходимости разносторонней базовой подготовки детей вплоть до 11–12 лет на материале всех способов плавания. В других странах также принимают меры для стимуляции рационального процесса многолетней подготовки, особенно в отношении пловцов-спринтеров, для которых ранняя специализация особенно опасна. Например, Федерация плавания Англии отменила соревнования в плавании на 50–метровые дистанции девочек в возрастной группе 11–13 лет, а мальчиков 11–14 лет. Ограничен их допуск и к соревнованиям на 100–метровых дистанциях. Сделано это путем введения квалификационного норматива на 200–метровой дистанции в комплексном плавании, без выполнения которого спортсмены не допускаются к соревнованиям на дистанции 100 м. Таким образом, тренеры и спортсмены стоят перед необходимостью создания функциональной базы для последующей эффективной подготовки, а также разностороннего технического совершенствования во всех способах плавания. Другим путем обеспечивается профилактика форсирования подготовки юных спортсменов в Норвегии. Здесь нормативная база, относящаяся к построению многолетней подготовки, противодействует узкой специализации в конкретном виде спорта до 12–13–летнего возраста, а в сборные команды страны рекомендуются спортсмены, которым исполнилось 22–23 года. Таким образом, искусственно создается среда для многолетней планомерной подготовки юных спортсменов, ограничивающая возможность ее форсирования. Дети в возрасте от 7–8 до 12–13 лет готовятся в клубах по месту жительства, которых в Норвегии множество, а работают они главным образом на общественной основе при активном участии родителей и местных властей. В системе детского массового спорта отсутствуют узкая специализация и стремление к достижению высоких спортивных результатов. Напряжённая подготовка к высшим достижениям начинается не ранее 17–19 лет, а период специальной подготовки и наивысших тренировочных нагрузок наступает не ранее 21–22 лет. В результате подавляющее большинство норвежских спортсменов, специализирующихся, например, в биатлоне и лыжных гонках, достигают выдающихся результатов в возрасте 25–30 лет, а многие из них успешно выступают многие годы, нередко до 35–40. Таким образом, система многолетних исследований и опыт работы ведущих тренеров-практиков в области биатлона показывают, что и при проведении активных тренировочных занятий необходимо соблюдать ряд принципов, методических рекомендаций и положений действующих Правил соревнований, касающихся спортивной подготовки юных биатлонистов:
Василий Чумаков
Новость взята с сайта: Союз Биатлонистов России http://biathlonrus.com/main/2016/56452/ |
Наша гордость и опора!